Портфолио учителя

Здравствуйте, коллеги!

В этой статье я расскажу о том, как создать портфолио учителя и сайт учителя. Вы увидите, какова структура портфолио педагога и какие виды электронного портфолио бывают. Мы также рассмотрим основные ошибки, допускаемые при оформлении портфолио.

Какого же рода слово "портфолио" - мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчёркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово "портфолио" не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для себя я выбрала последний вариант.

В переводе с итальянского "портфолио" означает "папка с документами".

Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам своё...

Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Цель создания ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ

50994521 Subscription XL (12) 1У учителя должно быть некое "досье успехов", в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни.

Таким досье может стать сайт учителя, или ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

Виды ПОРТФОЛИО учителя

50994521 Subscription XL (13) 1Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно.

В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел.

В последние годы интернет получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в интернете в виде сайта учителя можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио.

Портфолио, лежащий в папке на компьютере не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности.

Публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходима!

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая выжимка на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности.

Бумажный вариант ПОРТФОЛИО непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио учителя выделяют несколько видов портфолио:

  • Портфолио достижений - в данном случае наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
  • Портфолио презентационный - необходим при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
  • Портфолио тематический - в этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  • Портфолио комплексный - объединивший в себе ранее перечисленные виды портфолио и пригодный для презентации портфолио учителя школы.

Структура ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ.

Вариант №1:

  • Общие сведения об учителе (ФИО). Фамилия Имя и Отчество должны быть обозначены ярко и чётко, чтобы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. ФИО должны быть прописаны достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым шрифтом. Ошибкой многих является "слишком" красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощрённее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о Вас с самого начала. Поступите иначе - постарайтесь создать чёткую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о Вас. Подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным. Помните! Ваше ФИО - это ваш логотип!
  • Год рождения. Нужно его указывать или нет - вопрос спорный. Если Ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание Вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времён, то пожалуйста - указывайте год рождения. Это будет хорошим дополнением плохого портфолио. Я предлагаю другой вариант - разместить рядом с ФИО вашу фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того оно продемонстрирует вашу обаятельность и красоту. А это, согласитесь, немаловажно! Комбинация из красиво представленного ФИО и хорошей фотографии может стать ключевой)
  • Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у Вас несколько дипломов, то их всех нужно перечислить здесь. Трудовой и педагогический стаж Этот раздел как бы отражает Ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует Ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один ключевых параметров оценки учителя. Повышение квалификации. В этом разделе указываются пройденные вами курсы, семинары в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров - это также стоит отметить. Если курсы не были связаны с профессией педагога (из смежных областей), то о них всё равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).
  • Награды, грамоты, благодарственные письма. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нём можно писать всё! Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно получают меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под №1.

Копии документов

Данный раздел наиболее важен для бумажного ПОРТФОЛИО.

Распечатайте копии документов подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио всё проще. Разместите скан-копии документов в отдельной папке на Вашем сайте учителя, а в разделах "Образование" и "Повышение квалификации" превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, чтобы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших аттестатов и прочих документов.

Например, вот так можно оформить этот раздел в ЭЛЕКТРОННОМ ПОРТФОЛИО.

Результаты педагогической деятельности

В этом разделе должны быть собраны:

  • материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов;
  • сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

Научно-методическая деятельность

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, АППО, вузами и другими учреждениями;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, "круглых столов", мастер-классов и т.п.;
  • проведение научных исследований;
  • разработка авторских программ;
  • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
  • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи;

Внеурочная деятельность по предмету

Раздел должен содержать документы:

  • список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
  • программы работы кружков и факультативов другие документы.

Учебно-материальная база

В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
  • аудио- и видеопособия;
  • наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
  • измерители качества обученности учащихся;
  • другие документы по желанию учителя.